1. Вступление.
На сегодняшний день в Европе действует 196 еврорегионов и трансграничных организаций. Основной целью данных институтов является снижение негативного эффекта границы в приграничном обороте, усиление связей в различных сферах между приграничными территориями, решение совместных проблем связанных с приграничным расположением регионов .
Все еврорегионы и трансграничные организации ( далее еврорегионы) можно разделить на две группы:
1) Собственно еврорегионы - организации трансграничного межрегионального ( межмуниципального ) сотрудничества, которые имеют своей целью решение совместных проблем определенных учредительными документами и в которые входят территории 3 и более государств.
2) Билатеральные организации - организации трансграничного межрегионального(межмуниципального) сотрудничества, которые имеют своей целью решение совместных проблем, определенных учредительными документами и в которые входят территории двух сопредельных государств.
Основными факторами возникновения еврорегионов есть:
1) Общее историческое прошлое;
2) Геополитическая общность;
3) Совместные экономические, культурные, социальные и т.д. интересы.
Перечисленные факторы составляют объективную потребность возникновения еврорегионов. Существуют, однако, и другие случаи возникновения еврорегионов, которые связаны с т.н. “политической необходимостью”, с желанием наследовать пример Западной Европы и т.д. Такие организации, как правило, не имеют того функционального значения и эффективности, какими обладают еврорегионы созданные согласно объективной необходимости.
Кроме того, еврорегионы можно разделить еще на несколько классификационных групп в зависимости от географического положения, состава их участников и т.д.
В условиях образования на части территории Европы фактического конфедеративного государственного организма, каким является Европейский Союз, роль еврорегионов, которые впервые возникли и достигли своего максимального развития именно в этом регионе, существенно изменяется. Так, из трансграничных межрегиональных организаций еврорегионы фактически превращаются в межмуниципальные объединения, которые решают совместные проблемы муниципалитетов, в независимости от государственной принадлежности. Такая роль еврорегионов во многом зависит и от исторического фактора и как его следствие - сегодняшних совместных интересов во многих сферах общественной жизни.
В иных регионах Европы еврорегионы выполняют в основном роль “смягчителя” фактора границы между сопредельными регионами, объединенными общим историческим прошлым, геополитической и географической общностью, экономическими, культурными и другими интересами. Иными словами, еврорегионы способствуют сотрудничеству между территориями входящими в состав разных государств, но объединенных общими интересами.
Что касается участников еврорегионов, то здесь также наблюдается некоторая разница между регионами Европы. На территории стран, входящих в Европейский Союз, а также в западных частях некоторых центрально-европейских стран, участниками еврорегионов являются органы местного самоуправления и в состав еврорегионов входят территориальные единицы 2, 3 уровня (сравнимые с нашими районами, городами областного значения и городами, поселками, селами и их объединениями). На восточной границе центрально-европейских стран (потенциальной границе Европейского Союза), в Восточной и Юго-Восточной Европе участниками еврорегионов могут быть как органы местного самоуправления, так и органы государственной исполнительной власти на местах. Что касается территориального представительства, то членами еврорегиона становятся, как правило, административно-территориальные единицы 1 уровня ( сравнимые с нашими областями).Такое правило свидетельствует о низком уровне местного самоуправления в названы странах, а также о высокой степени централизации указанных государств.
Еврорегионы в Европе представляют собой ассоциированные организации, которые призваны способствовать решению совместных проблем приграничных территорий, координировать действия участников по их решению, усиливать приграничный оборот. Еврорегионам не делегируются функции органов местного самоуправления, однако, если создание еврорегиона основано на объективной необходимости, то он может эффективно решать проблемы приграничных территорий, в том числе оказывать влияние на принятие решений.
2.Еврорегионы в Украине.
Для Украины, которая ведет многовекторную международную политику, опыт приграничного сотрудничества посредством создания еврорегионов и трансграничных организаций есть достаточно важным. Причем создание еврорегионов, как формы приграничного сотрудничества возможно как на западной так и на восточной, северной границах. На сегодняшний день украинские территории входят в состав нескольких еврорегионов, которые, как правило, преследуют обозначенные выше цели.
Однако цели , которые ставят перед собой еврорегионы, достигаются далеко не всегда. Во многом это связано с искуственным образованием еврорегионов по инициативе сверху, когда создание еврорегиона не всегда диктуется объективными факторами. Особое место в этом вопросе занимает также проблема территориального представительства. Так, в некоторых случаях территория украинской стороны еврорегиона “раздувается” до огромных размеров и, как следствие, в еврорегион входят территории, которые имеют между собой небольшие экономические и культурные связи, а также относительно мало связаны между собой в историческом и геополитическом плане. Естественно, что перечисленные условия, не способствуют нормальному функционированию таких еврорегионов.
Украина может многое почерпнуть из работы еврорегионов в Европе. Прежде всего, еврорегионы действующие на территории стран, которые в скором будущем войдут в состав Евросоюза, могут предоставить положительный опыт привлечения иностранных инвестиций, либо благотворительной помощи направленной на развитие территорий входящих в еврорегион.
Кроме того, есть необходимость изучения опыта решения совместных проблем территорий, входящих в еврорегионы. Например, методов решения экологических проблем, организации фестивалей, выставок, проблем туризма и т.д.
Наконец, еврорегионы находящиеся на западных границах Украины могут способствовать активизации сотрудничества с европейскими странами, быстрейшей интеграции в европейское сообщество и европейские структуры. Особенно повышается роль еврорегионов сегодня, в условиях ожидаемого продвижения границ Европейского Союза на восток, за счет в включения в его состав новых членов. В такой ситуации еврорегионы становятся своеобразными каналами связи Украины с Европейским Союзом, что предает им стратегического значения во внешней политике Украины.
Исходя из последней роли, которую могут взять на себя еврорегионы, государство должно всячески поддерживать их функционирование, способствовать развитию тех еврорегионов, которые созданы основываясь на объективных факторах. Необходимость поддержки исключительно “объективных” еврорегионов связана с тем, что только такие еврорегионы способны продуктивно функционировать, а значит и приносить пользу государству.
Необходимо отметить основные проблемы, которые препятствуют нормальному функционированию и развитию еврорегионов. Такими проблемами являются:
1. Территориальная проблема. Некоторые еврорегионы в которые входят украинские территории являются значительно “раздутыми” по площади, что часто не отвечает объективной необходимости вхождения некоторых территорий в конкретный еврорегион. В качестве примера можно привести Карпатский еврорегион, в который с украинской стороны входят Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская и Черновицкая области. Исходя из того, что между Черновицкой областью и Прешовским краем (Словакия), например, существует небольшая сфера общих интересов в экономической, культурной сферах, а также их не объединяет общее историческое прошлое фактор участия подобных регионов является деструктивным фактором в функционировании еврорегиона и пагубно влияет на весь процесс сотрудничества в рамках всего еврорегиона, что в свою очередь снижает положительные возможности, которые можно извлечь из еврорегионального сотрудничества.
2. Неэффективность управления. Вследствие искусственного увеличения территории, а также отсутствия общих интересов входящих в еврорегионы территорий, возникает проблема исполнения принятых высшими органами еврорегионов резолюций. Поскольку еврорегионы, как ассоциативные организации, не имеют прямого влияния на органы власти и местного самоуправления входящих в них территорий , а сфера интересов территорий не всегда одинакова, то иногда возникают ситуации, когда принятые высшим органом еврорегиона в целом положительные решения не исполняются вообще либо исполняются не надлежащим образом членами еврорегиона. Такой факт однако не говорит о том, что необходимо каким то образом усиливать властные полномочия еврорегионов. Выходом из такой ситуации может быть определение базы сотрудничества в рамках еврорегиона исходя из тех сфер, в которых учасники имеют реальные общие интересы. Есля принятые решения будут отвечать интересам всех учасников, то их исполнение будет находиться на высоком уровне.
3. Финансовая проблема. Каждый из еврорегионов имеет собственный бюджет, который состоит из складов его учасников и направлен на содержание рабочих органов еврорегиона и на реализацию конкретных программ. На сегодняшний день довольно остро стоит проблема финансирования украинской стороной своей части бюджета, что связано с объективными факторами. Такая ситуация ведет к снижению эффективности работы органов еврорегионов, находящихся на территории Украины, снижению влияния украинской стороны на принимаемые решения в рамках еврорегиона, что не дает возможность вступать в равные партнерские отношения с другими странами -участниками еврорегионов и претендовать на лидерские позиции в еврорегионах.
Ален Панов